|
_________________________________________________________________________________
Сейчас к эксклюзивным изделиям из ручной художественной ковки проявляется большой интерес. Но мало кто на самом деле знает, что ремеслу художественной ковки уже несколько сотен лет. Да-да, именно сотен, так как начало этой деятельности было положено уже в 12 веке. Именно в это время стало развиваться русское городское кузнечное мастерство. Этому факту даже есть доказательства, а именно шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный между прочим из одного цельного куска железа.
Именно наши прадеды и деды сделали ремесло наукой, которую и сейчас можно использовать в изготовлении изделий из художественной ковки. Это они первыми узнали о том, что для ковки более выгодно использовать мягкие сорта стали с высоким содержанием углерода.
А теперь давайте попробуем представить себе кузнеца. С ним рядом находится наковальня. Она крепко закреплена на невысоком дубовом выступе и поэтому совершенно неподвижна. Также у нее имеется рог, на котором удобно загибать металл, а в отверствиях на ковке можно вкладывать шпераки – специальные ухищрения для создания узоров из железа. Сам кузнец должен быть очень сильным, иначе он просто не сможет поднять кувалду, ведь она весит от 2 до 8 килограмм. И вот этот-то образ сильного и мужественного кузнеца и существует в русской жизни с 12 века и по сей день. Какова же техника ковки? Она одновременно и очень проста и сложна. Кусок металла накаляют до определенного состояния. Из печи вынимается клещами, которые могут быть совершенно разными в зависимости от того, что нужно изготовить. Есть например плоские, есть полукруглые, есть трубчатые. И вот в этот момент, пока металл только вынут из жара с ним можно делать что угодно. Его скручивают, пробивают, придают ему форму, гнут, насекают узоры – вообще делают все, на что способна голова творческого гения у наковальни с кувалдой и клещами в руках.
Наверное, именно в связи с таким разнообразием на Руси к 14 веку формируются несколько узких специализаций кузнечного дела – оружейник, бронник, замочник, ножовник и тому подобное. И каждый из представителей этих отдельных между собой ремесел занимался сугубо своей спецификой, так все было серьезно. Увидеть и оценить работу этих наших затерянных в далеких веках предков можно в исторических музеях, где ваше внимание невольно привлекут изумительные подсвечники, паникадила, светцы. Также искусство художественной ковки использовалось при строительстве крепостных стен и ворот, храмов и монастырей, дворцов и усадеб.
Художественная ковка активно развивалось вплоть до 19 века, пока на смену ручной работе с металлом не пришли механизированная штамповка и литье. Постепенно искусство былых кузнецов отошло на второй план, а вскоре и совсем почти исчезло. Но как отрадно осознавать, что в наше время этот процесс возрождается и все больше и больше кузнецов вспоминают о том, как правильно держать в руках кувалду и как из простого куска железа сделать настоящее произведение искусства, которое заставит людей восхищаться им снова и снова.
|