Вид трубопроводной арматуры, применяемой на трубопроводах для полного перекрытия потока рабочей среды, называют запорным. К запорной арматуре можно отнести задвижки (клиновые, шиберные или ножевые, шланговые), клапаны, затворы поворотные дисковые, краны (шаровые, пробковые). В зависимости от параметров и состава рабочей среды возможно применение того или иного запорного устройства.
Например, во все времена имели очень широкое распространение клиновые задвижки. Это прежде всего обусловлено их высокой надежностью, долговечностью и ремонтопригодностью. Устройство и конструкция клиновых задвижек позволяет использовать их в различных отраслях промышленности и при различных температурах окружающей и рабочей сред: от добычи, транспортировки и переработки нефти и газа, до коммунального хозяйства и водоснабжения. Изготавливают их из различных конструкционных материалов: нержавеющая и углеродистая сталь, чугун, сплавы цветных металлов.
Какой бы замечательной не была задвижка, но постепенно там, где есть технологические возможности, уже на стадии проектирования инженеры вместо них стараются использовать другой вид запорной арматуры – дисковые затворы. По сравнению с задвижками они имеют ряд неоспоримых преимуществ: меньшие габаритные размеры и металлоемкость и, как следствие, масса, улучшенная ремонтопригодность и т.д. При этом существуют конструкции и технологические решения, позволяющие им работать при тех же давлениях и температурах. Пожалуй, только по одному признаку затворы пока заметно уступают задвижкам – это психологическая предрасположенность механиков и инженеров, т.к. затворы относительно недавно начали активно продвигаться на рынке. Корпуса и диски затворов также изготавливаются из различных марок стали и чугуна, но в некоторых типах применяют в качестве уплотнителя специальные манжеты на основе резиновых смесей.
Следующим типом трубопроводной арматуры, предназначенным для перекрытия потоков жидкостей и газов, являются шаровые краны. Они получили широкое распространение благодаря относительной простоте конструкции, долговечности и универсальности по отношению к различным рабочим средам. К трубопроводу они могут присоединяться с помощью фланцев, сварки, штуцеров или иметь муфтовое присоединение (внутреннюю резьбу).
В заключении хочется отметить, что всеми этими типами запорной арматуры можно управлять вручную или с помощью электро- или пневмоприводов, что позволяет добиваться большой степени автоматизации технологических процессов.
|