Беспилотная летательная техника стала привычной в производстве и сельском хозяйстве. Так, японский вертолет Yamaha R-MAX используется для борьбы с вредителями на посевных полях. Аппарат массой примерно 50 кг поднимает в воздух до 30 кг ядохимикатов и распрыскивает их по сельхозугодиям. По принципу работы он напоминает игрушку – радиоуправляемый вертолет на пульте управления. Только работает на бензине, развивает скорость 15-20 км/ч и стоит недешево – $30 000.
Вертолет Yamaha перемещается на расстояние до 2 км и находится в полете около 1,5 часов. Благодаря своим характеристикам аппарат нашел еще одно применение: он перевозит камеру во время киносъемки.
У многоцелевых пилотируемых вертолетов больше возможностей. Они задействуются в таких сферах, как:
1) сборка телевышек и вышек сотовой связи; 2) строительство ЛЭП в удаленной и труднодоступной местности; 3) подъем тяжелых грузов в гражданском и промышленном строительстве; 4) геологоразведка и пр. исследования; 5) горнодобывающая промышленность; 6) нефте- и газодобыча на шельфе; 7) лесозаготовки.
Любые вышки многоцелевик собирает как конструктор, заменяя тем самым подъемный кран. Данный способ возведения эффективен вдали от городов – в местах с плохой дорожной инфраструктурой и в лесных угодьях.
При строительстве электролиний вертолеты применяются для исследования маршрутов, монтажа опор и инспекции готовых ЛЭП. Этот транспорт незаменим для геологоразведки в отдалённых районах. С его помощью туда доставляются персонал и оборудование средней тяжести. Например, отечественный Ми-8 обычно перевозит до 3 т грузов.
Вертолеты уступают грузовым автомобилям в транспортировке крупногабаритных установок и материалов, а самолетам – в дальности полетов и мощности. Учитывая огромные расходы на строительство трасс и взлётных полос, в остальном у многоцелевиков сплошные преимущества.
Самые распространенные вертолеты, используемые в российской промышленности, – 2-хдвигательный Ми-8, Ka-32 и Mи-26. Такие модели предлагают в аренду многие российские вертолетные компании.
|