Пиломатериалы. Сохранность при транспортировке.
Эта статья будет одинакова полезна, как производителям пиломатериалов, так и покупателям. Производитель, осуществляющий продажу пиломатериала не только с места, но и доставка грузов в отдаленные уголки России и на экспорт ложиться на его плечи, и он всегда озабочен вопросом сохранности его в процессе следования из пункта отгрузки до пункта доставки. Покупатель же, озабочен примерно тем же, какие пиломатериалы придут к нему на склад после длительной транспортировки.
Рассмотрим возможные возникающие проблемы и способы, как их можно избежать.
Стоит отметить, что древесина хвойных пород подвержена появлению грибка, что сопровождается изменением окраски поверхности пиломатериалов с переходом от бело-желтого до местами синего, а в последствии цвет может стать совсем черным. Прогресс появления грибка возможен при среднесуточной температуре окружающей среды свыше +9 градусов. Причем грибок начинает прогрессировать уже после 12 часов после распиловки бревен на пиломатериалы. Оптимальным средством предотвращения этого неблагоприятного процесса, является антисептирование пиломатериала, не позднее этих 12 часов. Эта процедура проводиться с начала мая по конец октября, то есть в летний период времени. Но, как правило, большая часть пилорам не могут производить эту процедуру технологически. Как быть в такой ситуации?
Одно дело, если вы продаете пиломатериал на местном рынке и стабильно отгружаете кубов 5, которые перевозит эвакуатор в черте города. И если ваше производство имеет производительность не менее 10 м3 в день, и у вас налажены стабильные отгрузки продукции автотранспортом, можно обойтись без антисептирования. За три дня до отгрузки пиломатериал не посинеет, и если он будет в пути 1-2 дня, то доставлен покупателю надлежащего качества, но если срок доставки более 2-х дней, то следует пиломатериал переложить прокладками через каждый ряд. Прокладки должны быть сухими, толщиной желательно не менее 20 мм. Они обеспечат проветриваемость штабеля, что исключает изменение окраса.
Если производительность лесопильного участка мала, то есть смысл весь пиломатериал хранить на тех же прокладках, до момента отгрузки. А при погрузке его в автомобиль, прокладки не убирать. В еврофуры, объем полуприцепа которых около 90 м3, можно без труда грузить те же 35 м3 пиломатериала с прокладками, объем позволяет. Но как быть с вагонами?
Срок доставки вагона, по сравнению с автомобилем, увеличивается в три, а то и больше раз. При чем полувагон, со своими железными бортами, как правило, окрашенными в темные цвета, играет роль печки. Нет ни малейшего шанса на то, что пиломатериал дойдет до потребителя в том же виде, в котором был отправлен, если конечно он не подвергался антисептированию. Выход - прокладывать каждый ряд на прокладки, что ведет к уменьшению возможного загружаемого объема, что в дальнейшем приводит к увеличению транспортных расходов и конечной цены. Можно подвергнуть пиломатериалы атмосферной сушке «попарить на солнце», а можно сушить в камере. Второй вариант так же приведет к увеличению цены на пиломатериалы, к тому же перед погрузкой в полувагон, необходимо будет транспортные пакеты, обтянуть пленкой с пяти сторон, во избежание проникновения влаги внутрь, и пленка то же стоит денег. Этот способ транспортировки повсеместно применяется для экспорта пиломатериала.
Из выше описанного производитель, может сделать выбор, подходящего способа хранения и транспортировки пиломатериала, а потребитель, настоять на том или ином способе доставки. Не стоит забывать, что согласно ГОСТа 8486-86 на пиломатериалы, заболонные грибные окрасы допускаются в сорте 1 - не более 10% от площади, в сорте 2 - не более 20%, в сорте 3 - не более 50%, все что больше, это 4 и хуже сорт. Соответственно, отправляя пиломатериалы как есть, вы рискуете получить оплату не за 1-й сорт, а за 4-й, ценовая разница может быть ниже в два и более раза.
|