Сегодня в финансовом секторе особое внимание уделяется планированию и бюджетированию. Так, в ряде банков уже давно открыты проекты автоматизации этой задачи, в остальных - она находится на стадии разработки. В чем же причина такого повышенного интереса? Во-первых, в растущих требованиях акционеров к качеству управления финансами - его элементом и является такая система, как бюджетирование и планирование.
В системе бюджетирования выделяют следующие составляющие:
* систему контроля за исполнением планов;
* систему планирования всех финансовых показателей;
* систему выдачи рекомендаций для последующих управленческих воздействий;
* систему анализа отклонений плановых показателей от фактических.
Термин "система" в данном случае подразумевает комплекс локальных мероприятий и нормативных актов, которые осуществляются специалистами банка - и только после этого автоматизацию. Задача бюджетирования в банковском бизнесе включает в себя:
* план-фактный анализ для проведения контроля исполнения всех бюджетов;
* расчет операционных доходов;
* получение консолидированных бюджетов компании;
* контроль и последующее распределение капитальных вложений и накладных расходов;
* планирование пассивов и активов, капитальных вложений и накладных расходов, операционных расходов и доходов.
Перед проведением автоматизации вышеуказанных подзадач банк должен разработать и правильно формализовать методологию их решений. То есть необходимо разработать финансовую структуру банка, бюджеты, статьи бюджетов и связи между ними, методики планирования и фактического учета. Также банку придется разработать макеты управленческой отчетности и способы расчета финансового результата.
Результатом формализованной методологии являются следующие нормативные банковские документы: регламент планирования, положения о бюджете, финансовой структуре, управленческий план счетов, требования к доработке всех учетных систем, порядок фактического учета в совокупности с методикой распределения общебанковских затрат.
Зачастую при попытке банком самостоятельно решить методологическую составляющую могут возникнуть противоречия между различным направлениями бизнеса, что связано с организационной структурой банка и человеческим фактором. Чтобы этого избежать рекомендуется к постановке методологии привлекать консалтинговые компании.
|