Многим приходилось наслаждаться волшебными звуками рояля и любоваться его благородным видом. А знаете ли вы, что в одном рояле в среднем восемь-девять тысяч различных деталей, большая часть которых сделана из дерева?
Привычные всем изделия из дерева давно закрепились в быту, прочно заняв свое место: мебель и лестницы для дома, кухонная утварь и посуда, игрушки, декоративные элементы. Многие вещи, которые нас окружают, не имеют на первый взгляд ничего общего с деревом, а на самом деле — рождены именно из древесных волокон или массива древесины.
Но даже о тех предметах, происхождение которых из дерева видно сразу, мы знаем очень мало. Многим приходилось наслаждаться волшебными звуками рояля и любоваться его благородным видом. А знаете ли вы, что в одном рояле в среднем восемь-девять тысяч различных деталей, большая часть которых сделана из дерева?
Как правило, для роялей используется древесина клена и ели. Клен идет на изготовление боковых поверхностей корпуса рояля. Дело в том, что древесина клена очень звонкая, как говорят некоторые лютьеры, она даже пищит (хотя нам, людям далеким от музыки, странно слышать такую характеристику о дереве).
Лютьеры — это мастера, занимающиеся изготовлением струнных инструментов. При чем здесь рояль и струнные, та же скрипка, в примеру? Связь очевидная — лютьеры могут на слух определить характерные особенности звучания древесины. Поскольку для корпусов роялей используется белый клен, при производстве не серийных, а эксклюзивных инструментов необходимо так подобрать направление слое и склеить шпон, чтобы характеристики звука были одинаковыми на всем протяжении. Лютьеры с помощью простукивания и благодаря идеальному слуху, легко отличают даже мелкие погрешности в звучании, забраковывая материал.
Интересно, что отбракованное лютьером дерево мгновенно раскупается знатоками — из него делают либо фортепьяно, с превосходным качеством звучания, либо изумительно красивые предметы обихода: резные оклады икон, багеты для картин, идеальные по красоте столы и другую мебель, экраны для лестницы на заказ — для тех, кто видит и понимает красоту тщательно подобранного дерева.
Ель для роялей тоже подбирается не просто так. Во-первых, ель должна быть специальная, она называется резонаторная ель. Это, конечно, не какая-то особая порода, просто древесина такой ели должны быть в буквальном смысле без сучка и задоринки.
Годовые кольца должны быть ровными, узкими, без заметных изменений сферичности-то есть, древесина по всем направлениям должна быть гладкой. Никаких сучков и смоляных карманов быть не должно — их, конечно, можно вырезать, при необходимости, но это уже будет не резонаторная ель. Из этой ели делается дека — именно колебания этой части рояля и дарят слушателям звук. Почему ель? Потому что она идеально отвечает на колебания струны, то есть воздух колеблется одинаково и от натянутой струны, и от деки, рождая и усиливая звук. Когда из ели нарезаются дощечки, они маркируются специальным образом, чтобы не перепутать стволы, и не внести диссонанс в звучание.
Вот так привычное вроде бы дерево, оказывается, играет огромную в роль не только в быту, но и в культурной жизни людей, даря возможность наслаждаться произведениями композиторов.
|